пятница, 25 сентября 2009 г.

Знаковые имена-паразиты

Согласно существующему в западном кинематографе стандарту, выделение обособленного индивида из социальной группы осуществляется посредством указания на причастность того к знанию Шекспира, Моцарта и названия языка "суахили", что в русской культуре соответствует Пушкину, Чайковскому и "латыни". Можно привести целый ряд популярных и посредственных кинофильмов, в которых позиционирование начинается с обнаружения у героя в шкафу книжки Шекспира или с декламации (что выделяет его в особую сверхэлитную категорию обособленца).

Существуют и межэтнические знаковые имена, используемые для взаимного узнавания на почве ложной эксклюзивности схватывания материала и манипуляции аудиторией и нацеленные на определенные группы. В конечном счете, если продвигаться по сужающейся спирали, делающей "круг знатоков" все более узким, мы прийдем к пониманию того, что эти знаковые имена составляют неотъемлемую часть жаргона, используемого любой группой, которая характеризуется открытой или закрытой иерархической структурой и подчинена правилам круговой поруки, как например мафиозный клан, ячейка террористов, клуб вольных стрелков, всеобщее собрание пивоваров и религиозная секта.

В кругу людей, даже если те не обременены стратегически общими интересами, но неизбежно по какой-либо причине сосуществуют вместе, феномен тайного языка возникает автоматически и может наблюдаться со стороны - выглядя как непонятно почему столь интересные и возбуждающие всех собравшихся, кроме вновь пришедшего, праздные беседы и обмены видимо красноречивыми недомолвками. Тем самым группа помечает свой ареал обитания.

Надо отметить, что составляющие лексикон жаргона термины сами по себе не являются тем, что представляют собой вне узкого круга или до своей трансформации в инструменты тайной коммуникации. Выделяемый в рамках той смысловой уровень отвечает требованиям построения связи, озвучивающей круговую поруку, что происходит, например, в случае наличия в песне знакомого слова, о котором можно с легкой долей уверенности сказать, что знакомство с ним подразумевает определенный набор предпосылок.

В случае вражеской песни, имеющей свободное, а следовательно необходимое в рамках кампании пропаганды, хождение, задача знакового имени состоит в том, чтобы втереться в доверие, освободив восприятие слушателя для приема сообщений вероятного противника, причем эти сообщения, представляющие собой собственно текст песни, могут быть никак логически или континуально не привязаны к знаковому имени, и хотя в целях правдоподобия такая попытка может быть предпринята со стороны агитатора, она не является обязательным условием, ведь слушатель уже готов самостоятельно проделать эту часть работы.

Как давно уже обнаружили достаточно квалифицированные специалисты, не всякий очевидный знак, обнаруживаемый в смысловых массивах объективной реальности, является личным посланием, но напротив - скорее всего он представляет собой знак-паразит, лишенный своего содержания, выхолощенный и поставленный на службу всеобщим человеческим ценностям. Частным случаем подобного знака является самоочевидный - тайный, а потому лежащий на поверхности, выброс общеизвестных, а потому объединяющих и сдруживающих слов-паразитов.
См. тж. музыкальный видеоклип "Разумное, Доброе, Вечное", в котором рассматривается концепция Моцарта, Шекспира и суахили.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

 

Поиск

D.A.O. Rating