четверг, 17 сентября 2009 г.

Бесология vs Демонология

...Трудно сказать, что сыграло с РПЦ злую шутку - молодость ли автора книги или систематическое пренебрежение догматикой в широком смысле - как в аспекте ее изложения, так и недопущения вольных интерпретаций, - но несомненно одно: в попавшей к нам книге (К. Пархоменко, "Об Ангелах и Бесах") как ни в какой другой продемонстрирована поистине преступная халатность.

Никоим образом не намереваясь касаться по-православному наивных тезисов об ангелах и демонах, которыми пестрит книга, мы невольно отмечаем такие трагикомичные моменты как например:

"Слово бездна, по-древнееврейски — техом, напоминает о вавилонской богине Теомат, богине хаоса и океанской пучины. Библейский автор, намекая на Теомат (намек был понятен современникам), хотел подчеркнуть, что с первых мгновений творения прекрасного мира доброму, сотворенному Богом космосу противостоит злая, разрушительная сила…
Так, уже на первой странице Библии мы знакомимся с сатаной."

Не может не вызвать некоторого удивления то обстоятельство, что автор ни словом не касается "ложности древнего божества", являющегося "ретроспективным модусом мимикрии сатаны", а этот нюанс в подобной литературе должен неуклонно подчеркиваться. В противном случае авторская - и церковная (православная) в целом - позиция предстает в несколько странном свете, особенно ярко выраженном в пассажах подобных следующему:

"Верить ли в Ангелов современному человеку? Каждый отвечает на этот вопрос самостоятельно. Во всяком случае, скептическое отношение к библейским и святоотеческим свидетельствам об Ангелах и бесах не отлучает человека от Бога и Церкви."

С некоторой странностью этого положения контрастирует догма в изложении Петерсдорффа (1.XI.1. Das Dogma) (выделение соответствует тексту книги):

"В Демонологии есть только две определенные догмы: одна о существовании Демонов, которую мы уже достаточно изучили по 4-му латеранскому собору; и вторая о действии Демонов, провозглашенная на триентинском соборе. Обе не являются "новыми" догмами, но куда более лишь торжественными подтверждениями истин, которые уже даны в Св. Писании..."

"...Тридентинская Догма находится в "Декрете о первородном грехе" и гласит: "Если кто-то не признает, что первый человек Адам, преступив в раю заповедь Божью, ... вовлек себя в заточение под властью Дьявола, ... тот да будет предан анафеме". И в следующем "Декрете об обосновании" соборное решение еще раз подтверждается с подчеркнутым заключением о том, что "все люди" после Адама находятся во власти Дьявола..."

"Заседания собора подчас принимали драматический характер. Один итальянский епископ, который принимал более-менее протестантскую сентенцию преувеличенной "власти Дьявола" и "необходимости греха", что как раз должно было быть опровергнуто на соборе, в пылу дискуссии схватил за благообразную бороду одного греческого прелата, после чего был изгнан с собора. После нескольких недель согласования была наконец единодушно принята вышеприведенная форма догмы."

Маловерие и тщедушность, с коей индивид бессилен констатировать базовые догмы и настаивать на них, - вот две заразы, на коих, как на трех китах, основана православная бесология.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

 

Поиск

D.A.O. Rating