воскресенье, 2 октября 2011 г.
Игра в игре
Виртуальная реальность окажется реальной тогда, когда в ее рамках будет открыта перспектива создания вложенной виртуальной реальности. Игра как модель, основанная на самобытных правилах и принятых закономерностях, возложенных на игроков обязанностях, формирует пространство виртуального мира. Примечательно, что это может быть совсем простой игрой - для формирования виртуальной вселенной достаточно, например, "крестиков-ноликов", если игроки найдут возможным всерьез погрузиться в процесс.
Однопользовательские и многопользовательские игры на современных движках с 3d-графикой предоставляют целый ряд вспомогательных "костылей" для погружения в игровой процесс. Игрок по мановению магического жезла переносится в обособленный мир, об условности которого было бы неразумно отзываться с излишним пренебрежением. Дискурс виртуальной вселенной закономерно тендирует к распространению за ее границы - он стремится просочиться и наполнить собой всю реальную вселенную. Инвазия иного мира маскируется фанартом, бытовой стилизацией, косплэем, даже гастрономическими предпочтениями, трансформирующимися в бизнес-модели. Кто из игроков известной mmorpg не подумывал о целесообразности продажи в супермаркете "альтеракского сыра"? Вы не задумывались? Это только потому, что вы - пустое место и не о вас сейчас речь.
Сон во сне или игра в игре - достаточное ли основание для того, чтобы счесть происходящее сном, игрой или реальностью? Вопросы сложные и противоречивые. Каждый должен самостоятельно войти в эту дверь и найти за ней подробные инструкции для достижения дальнейших указаний. Несомненно лишь то, что модель игры в игре переносит игровой процесс на более глубокий уровень. Тут мы подходим к вопросу техники исполнения - перенос на глубокий уровень уже произошел, но помнит ли игрок о том, что он находится в предыдущей игре? Очень легко пересечь грань, за которой следует пробуждение и выход - травматический, как неурочная побудка из шаманского транса.
Практика показывает, что в современных играх этому нюансу уделяется мало значения. Напротив, создается впечатление, что игрока намеренно подталкивают к выходу из иллюзии - к возвращению в реальность, созданную ревнивыми архонтами. Налицо ли здесь преступный сговор ни о чем не подозревающих разработчиков с владыками мира сего, это вопрос, но скорее всего ответ на него будет положительным. В бесконечной череде игр (напр., KotOR, Fallout 3, Ведьмак) концепция игры в игре систематично нивелируется до "мини-игры", вырывающей игрока из привычного антуража.
В этом отношении исключение представляют, как это ни странно, любительские или пользовательские модификации, одной из которых является шахматная игра в знаменитом "Морровинде". Плагин прям так и называется Chess 1.0. Что может быть чудеснее партии в шахматы в окружении знакомых и любимых декораций? Поневоле выиграешь - никуда от этого не уйти, даже если никогда раньше не любил этого праздного времяпровождения. Мысль о праздном времяпровождении витает в облачках тумана и сладко ретушируется - ведь мы находимся в игре, во сне, где дышим полной грудью воздухом свободы - здесь нет дихотомии между праздностью и обязанностью. Аналогичная ситуация наблюдается в другой знаменитой игре - Second Life, располагающей к серьезному погружению в игровой мир и возводящей идею игры в игре на совершенно новый уровень - де факто каждый шаг персонажа пересекает рубежи вложенных игр, уводя все глубже туда, откуда не должно быть исхода.
Не останавливайтесь на достигнутом и, прежде чем шальная мысль выйти из игры внедрится в ваше сознание, скажите нет иллюзорному миру живущих дедовскими методами темных и отсталых людей: вам больше не нужно будет возвращаться.
Захотели есть? Жизнь предложит поучительные, но весьма сомнительной свежести решения, увешивая анфилады вашего снисхождения увещеваниями: не отказывайтесь от еды, о боже, переходите улицу только на зеленый сигнал. Но знали ли вы о том, что существует плагин, позволяющий вам есть и пить, а также менять цвета светофора? Не слышали? Теперь будете знать.
Захотелось чего-нибудь необычного? Устали? Ищете новых способов наслаждения? Ищите и обрящете.
Путь ведет вниз в глубины туманного мьора. Исхода больше не будет.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.