четверг, 2 августа 2012 г.

Одна пропущенная нота

Все началось, как обычно, со звука. Извечное начало и извечный конец. Звук лежал на протертой ковровой дорожке и уже начинал распухать. При жизни он, очевидно, был красивым звуком, но смерть уравняла его с другими мертвыми, красота коих раскроется по ту сторону данного пути. Все, что делало его узнаваемым - динамический диапазон, глубина, сочность, все отняла смерть.

Вот, мимо, а оказалось - через него я проползал до моего появления на свет. Двигался осторожными рывками, как усталая гусеница, и мне поневоле пришлось заползти на звук, потому что обходной маневр мог отнять слишком много сил. Так я получил часть этого звука, обрел заряд, который заставлял мое тело искриться в случае приближения грозовых облаков.


По иронии ли судьбы или по изощренной закономерности, я появился на свет совершенно глухим, что не помешало мне впоследствии поступить в музыкальную школу и достичь некоторых успехов. Не скажу, что я стал прославленным музыкантом, но худо-бедно удавалось мне сводить концы с концами, играя на свадьбах и в пивных павильонах, куда музыкантов, надо сказать, приглашают, как обычных шлюх.

Начиная со второй половины девятнадцатого века я работал по ночам - в ночном клубе. Чтобы слышать собственное исполнение, я придумал использовать металлическую трость с особым мундштуком, который по моему заказу изготовил зубной протезист. Позднее, выработав навык игры вглухую, я от трости отказался.

Спустя полтора века научно-технический прогресс шагнул вперед и музыканты - я в том числе - получили новые клавишные инструменты, синтезаторы. Поначалу те были достаточно примитивны, но конкуренция подогревала стремление производителя внедрить в изделие какую-нибудь новомодную технологию, так что в конце концов - в недалекой перспективе - грань между персональным компьютером и синтезатором нивелируется до наличия собственно клавиш.

Я консервативен и до последних лет не менял электрооргана, которым привык пользоваться с сороковых годов прошлого века, однако, износ механических частей, найти замену которым становится все проблематичнее, сыграл злую шутку, когда, будучи приглашенным играть на сатанинской мессе сатанинские фуги (то бишь фуги И. С. Баха наоборот), был вынужден экстренно менять зубчатое колесо, а остаток вечера провел за юстировкой прибора.

Именно тогда я принял решение посмотреть в сторону самоиграющего синтезатора. Я с самого начала думал о Ямахе, потому что название это вызывает доверие и для русского слуха оно, поверьте мне, очень и очень достойное. Самоиграющий же прибор мне нужен был вот почему: старый и опытный мастер не должен все делать своими руками, он вызывает учеников, а если есть такая возможность, дает поручение машине и та избавляет его от рутины.

Так я и оказался в многоэтажном магазине электронных товаров... Я около сорока лет не посещал магазинов и не мог упустить возможности произвести впечатление, поэтому, забравшись в стойло к синтезаторам (они, как мне объяснили, всегда выставляются в особого рода стойле или загоне, я полагаю, потому что существа по природе свободолюбивые), немедленно исполнил арию Лепорелло.

"Никогда не слышали лучшего Лепорелло!"

"Это со списком просто нечто!"

Я просто закрыл глаза на овации и, откланявшись, направился в кассу, чтобы заказать доставку.

Это, конечно, не электроорган, но клавишы похожи. Говорят, что они скрипят, как бельевые прищепки, но я по известной причине не могу этого подтвердить. Но вот что мне интересно: а как же тогда они (слышащие) играют на рояле, на фисгармонии или, наконец, на органе, если их нервируют посторонние звуки? Чем лучше я узнаю тишину, тем больше убеждаюсь в том, что полное отсутствие слуха - это благословение.

Я нашел в своем новом синтезаторе одну любопытную, как сейчас говорят, фичу: "пропущенная нота". Если вы исполняете партиту и совершенно случайно пропустите одну ноту, то на экране незамедлительно возникнет предупреждение. Неизвестно, как прибор опознает пропущенную ноту, но фича для меня не слишком интересная, потому что я сам ничего не собираюсь исполнять. Зачем тогда купил самоиграйку? Это было бы просто смешно, не правда ли?

Каково же было мое удивление, когда, оставив синтезатор в студии и отобедав, а затем вернувшись, я обнаружил на экране сообщение об одной пропущенной ноте! Это не укладывалось в голове и я, заподозрив было неладное, заполз под стойку с фонариком, дабы подсветить прибор, однако, ничего такого - если вы поняли, что должно было иметься в виду, - не обнаружил.

Что же могла означать активация фичи? К сожалению, проигрывание этой пропущенной ноты не внесло ясности в запутанную ситуацию. Я давно привык играть вглухую и во всем доме не было ничего похожего на трость. Тишина, окружавшая меня, не нарушалась уже много десятилетий. Название ноты почти ничего мне не говорило.

Названия нот всегда казались мне оскорбительными, почти неприличными и я за все эти годы так и не смог заставить себя их запомнить. Послушайте хороший совет: не стоит пересиливать себя только из-за того, что это делают все. "Все этим занимаются..." - еще не повод валяться в грязи и лакать помои из лохани вместе со свиньями.

Одна пропущенная нота - но сколько смысла в ней и сколько тайны! О, я устал мыслить и чувствовать, я устал быть и отошел к забвенью, погрузился в сон, сошелся с духом тьмы, а когда воспрял и из горла моего выстрелила нечленораздельная трель отчаяния, то на экране прибора сияло сообщение о еще одной пропущенной ноте.

Жизнь моя обрела новое, дополнительное измерение с этого дня - раскрылся в ней тесный лаз, подкоп в иные просторы, скучный лифт к иным этажам, кое кому показавшимся бы новыми, но не мне. Не мне, ибо, знаете ли, и про самого себя не побоюсь спросить, кто я, откуда иду и куда отчалю в свой час, где растаю, как восковая свечечка, и если бы задумал я угнаться за каждой пропущенной нотой, ловя ту за фалды и, задыхаясь, крича вдогонку все те же символы вопрошания, то вскружилась бы голова моя, вскружилась и упала на грудь, пала отпущенно, как цокающая головенка арлекина, кукловод коего прямо во время представления напился допьяна и завалился за сценою спать.

Но кажется мне порой, даже когда я не смотрю вослед пропущенным нотам и не желаю того, чтобы прозревать ущелие беглецов до конца его, кажется, что прозреваю, кажется, что смотрю, и кажется, что тянусь пальцами тела своего к омертвевшему звуку, притягательному, как та игрушечная лошадка, коею я нашел на дороге и стоял, вращая в руках, покуда слезы катились из глазниц моих, ибо лошадка та помятая и обесчещенная желтым светом мира людей, искала, она искала того, для кого была самым родным и близким существом. И так глядел я вослед пропущенным нотам, ощущая вскипание во крови артерий моих, ибо в жилах тела моего и в каждой его молекуле был остаток звука, через который давным-давно я переполз, звук же тот ныне был мертвым - о да, звук был там, поистине, тот звук достиг покоя в глубинах зияющей бездны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

 

Поиск

D.A.O. Rating