пятница, 11 мая 2012 г.

Женщины и мужчины Кхугуауа

Рассказывают, что на острове выше дельты Енисея встречались охотники, заплывавшие с севера на байдарках, однако до недавнего времени научное сообщество скептически относилось к самой возможности существования "неучтенных" малых народов, которые обитали бы "где-то" в Северном Ледовитом океане, что считается, в согласии с апломбом современной научной мысли, из конца в конец исследованным и не имеющим "белых пятен". Однако, спутниковая картография после сокращения массы полярного льда совершенно неопровержимо доказала наличие цепи архипелагов, которые, впрочем, учитывая низкую популярность даже такой обширной земли как Гренландия, едва ли пригодны для колонизации и расселения. Однако, так же, как и в случае Гренландии, вновь открытые острова были далеко не безжизненными, хотя у многих людей ныне складывается именно такое мнение о полярных ареалах.


О существовании вполне цивилизованной жизни на островах, лежащих нескольими градусами ниже от северного полюса, знали еще в начале прошлого века. В общей сложности на архепелаг Кхугуауа, названный так по самоназванию местных жителей, высаживалось две экспедиции, одна из них была немецкой (1907 г.), другая, последовавшая как резонный геополитический ответ, русской (1908). Документы, сохранившиеся после обеих экспедиций, поистине способны поразить наших современников. На самом деле, мы вполне можем предположить, что в фантазии писателя, обрисовавшего таинственную "землю Санникова" , было не столь много фантазии, сколько осведомленности - и осведомлености по тем временам более чем опасной. Под угрозой неминуемых репрессий В. А. Обручев прекратил исследования Арктики и в дальнейшем тон его сочинений резко переменился. Писатель, посмевший коснуться зловещей темы, был сломлен и никогда уже не смог стать прежним.

Ниже мы приведем выдержки из сохранившихся фрагментов дневника члена русской экспедиции, этнографа Николая Ивановича Маковского (1868-1910).

Женщины этого удивительного племени разительно отличались от мужской половины, из-за чего в литературе находится место сомнениям в том, что речь идет об одном и том-же народе. Одновременно с этим документальные источники формулируют смелые теории ксеногамии, впрочем, не так далекие от истины, как могло бы показаться при первом прочтении.

Что же выделяет особей женского пола? Прежде всего, это редкий тип видоизменения или ферментации кожных покровов, создающих полную иллюзию экзоскелета, не рассеивающуюся и при более близком знакомстве. Детальное изучение кожи позволяет прийти к заключению, что она практически не подвержена разрушению, что позволяет женщине свободно передвигаться в среде, которая для других форм органической жизни является неблагоприятной. Например, женщина может не только пройти босиком, но и длительное время ползти по битому стеклу.

С ранних лет, наверное с семи-восьми молодая девушка покидает семью, чтобы пройти долгий период подготовки к ритуалу возрастного перехода. Многим исследователям было бы интересно узнать, чем же занимается девушка в это время, но, увы, со всей определенностью можно говорить лишь о том, что она проводит несколько лет в обледеневших реликтовых лесах, а когда возвращается, то ведет совершенно иной образ жизни, как будто речь ведется о другом или сильно изменившемся человеке.

В частности, девушка с этого самого момента (возвращения из лесов) спит по двенадцать часов в сутки. Спит она, как правило, полностью обнаженной на тщательно застеленном листьями борщевика ложе. Сок борщевика, проступающий во время сна, впитывается в ее кожу, что со временем делает ее невосприимчивой к ядам, кислоте и колюще-режущему воздействию. Когда юная девица не спит, то обычаи предписывают ей носить молодежный сарафан, умело сшитый из свежих стеблей крапивы, которые прислужники собирают до рассвета так, чтобы крапива на теле молодой девушки всегда была свежей. Продолжительное воздействие крапивы сперва приводит к поверхностному ожогу, но уже через год или два делает кожу полностью невосприимчивой к температурным условиям и к секуще-скользящему удару. Таким образом, весьма удивлявшая антропологов способность девушек племени Кхугуауа ходить без одежды круглый год, в самую морозную и снежную зиму не используя абсолютно никакой нательной драпировки, не является врожденной, а значит не становится свидетельством развитой экзогамии, при которой мужские особи добывали бы себе женщин на далеком севере.

Стоит отметить важный в этом ракурсе нюанс, а именно, то, что в полной мере женщина Кхугуауа достигает половой зрелости к 18 годам (у многих северных племен возмужание, как и любой процесс метаболизма, протекает значительно медленнее, чем в средней полосе и близ экватора), однако, средняя продолжительность жизни у нее составляет около 20 лет. А ведь именно до восемнадцати лет обычай предписывает ей спать на листьях борщевика и носить платье из крапивы. Иными словами, выходя из стадии девичества и обретая ту неповторимую структуру кожи, девушка имеет лишь два-три года на то, чтобы дать потомство. Именно поэтому нередки у Кхугуауа случаи так называемого мертвого рождения, когда жизнь умершей до родов девушки поддерживают искусственно, помещая ее вниз головой до пояса в вечную мерзлоту. Считается важным сохранить мозг, так что к моменту родов такая девушка полностью сгнивает от пояса до пяток (нетронутым остается только поверхностный уплотненный слой кожи) и ребенок имеет возможность выйти на поверхность самым естественным путем.

Что касается мужчин, традиционно называющих себя не иначе, как "дети рыбы" ("Ксукхуауа" на диалекте Кхугуауа), то они, как кажется, не имеют ничего против такого положения вещей, при котором женские особи большую часть жизни остаются на известной дистанции - впрочем, если можно было бы представить дистанцию немногим более далекую, то она была бы радиально противоположной. Сами "дети рыбы" не понимают концепции продолжения рода и в их языке нет для этого подходяших понятий. Ксукхуауа искренне оскорбились бы, если бы этнолог со всей прямотой сказал или хотя бы намекнул на то, что они происходят от связи с женщинами Кхугуауа, потому что сами Ксукхуауа признают своеобразную непорочную модель своего появления из помысла рыб. Считается, что Ксукхуауа появляются в океане вместе с байдаркой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

 

Поиск

D.A.O. Rating