среда, 4 сентября 2013 г.

Игра сточных вод (об "Игре престолов")

Миф об "исторической достоверности" весьма популярен, когда дело касается любого рода "исторической реконструкции", будь это костюмированное представление в парке культуры и отдыха или телесериал по мотивам. Факт состоит в том, что всякая "историческая реконструкция" является конструктом, созданным на основе мэйнстримных представлений и воззрений, бытующих в современной культуре. В этом случае "историческая достоверность" представляет собой достоверность реализации виртуальной картины, которая навязывается нам с пеленок и безапелляционно транслируется всемирным агитпропом.


Блестящим примером такой реализации становится фэнтезийный телесериал "Игра престолов", снятый по мотивам романов Дж. Мартина, который эффективно спускает с конвейера плоды современной культуры. Было бы чересчур опрометчиво выискивать в них "ляпы", потому что эти романы в целом, на парадигматическом уровне являются одним массивным ляпом.

Несомненным положительным моментом романов и телесериала эксперты признают детальную проработку и картографию альтернативного мира, что является заслугой авторов, невзирая на примитивизм мифологической парадигмы, лежащей в основе, а также на то, что этот альтернативный мир пребывает в том же упадке, как и актуальный, а весь "средневековый флер" и все признаки его "древности", включая пресловутую жестокость и грубость нравов, являются трансляцией представлений, почерпнутых автором романов из современного ему мира. Дело, конечно же, не в том, что автор "праздно фантазирует" и совершает "подмену", а в том, что являющееся всегда адекватно способностям восприятия и воспроизведения. Иными словами, из всего многообразия иных миров воспитаннику современной культуры приоткрыты двери только в аналогичные.

Пользоваться только тем, что дано - это правило лежит в основе мировой культуры, и не этим ли объясняется асексуальность героев "Игры престолов"? Стоит отметить, что только содержание, прежде всего - демоническая харизма делает форму сексуально привлекательной, поэтому изображение асексуальной формы де факто означает изображение пустой оболочки, а все эротические сцены в "Игре престолов" асексуальны и не идут ни в какое сравнение с появляющиимся на несколько минут сексапильными персонификациями дракона из польского телесериала "Ведьмак". Зато грязь и пытки в "Игре престолов" удались на славу. Не хватает только человеческой многоножки.

Так что можно было бы сделать лежащее на поверхности предположение о том, что телесериал "Игра престолов" в акцентированной, подчас гротескной форме транслирует образы, мечтания и поведенческие модели, скрывающиеся не то чтобы в так называемом бессознательном современного западного человека, но и не столь глубоко - под конфликтоустойчивой фарфоровой улыбкой гражданина. В этом отношении "Игра престолов" формирует второй полюс хрестоматии "благородного европейца" - полюс, противоположный тому, который был постулирован "Battlestar Galactica".

Итак, в рамках этого полюса функция спасительного и непобедимого благородства делегируется хрупкой блондинке с хорошо поставленным взглядом. Периферийное зрение человека развито много лучше, чем полагают лица, привыкшие рыскать и цепляться косящимися глазами. На службе у этой миловидной, но, как и любая человеческая форма, асексуальной персонификации Великой Матери состоят хаотические драконы. Это означает освобождение (от уз рабства актуального общественного договора) и спасение (присовокупление к ее перспективно освободительной пастве) через хаос, силой которого формируется порядок, нетронутый моральным разложением и столь непохожий на беспорядок, царящий по другую сторону водной преграды. Эта Мать драконов - сказочный персонаж, противопоставляемый серой обыденности одичавшего цивилизованного мира, который раздираем междуусобной бойней и в самом бессильном состоянии застается зловещей зимой. Вся надежда только на блондинку. Она, персонифицирующая драконов, а значит Хаос, спасет мир, говорят авторы сериала. Креативная прозорливость дала ответ на безысходность и бессмысленность смятения, на котором основан наш мир - от братоубийственной кровавой бани и войны всех против всех есть только одно спасение - Смерть и Пустота.

Но спасение это не окончательное, ведь, когда блондинка (Кара Трейс ли это или Дейнерис - обе пустые оболочки на двух полюсах сточного отверстия) "приводит всех к концу", это означает начало нового цикла перерождений материала душ на безысходных перспективах холодного пути.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

 

Поиск

D.A.O. Rating