суббота, 23 ноября 2013 г.

Синопсис "Эрики" и "Катюши"

Первые же строки "Катюши" формируют тяжелую, гнетущую атмосферу, потому что "яблони и груши" являются для слушателя прямым указанием на коммунистические плантации, возвращению к которым куда резоннее предпочесть смерть на войне. Похожая на ожесточенную "Родину-мать" женщина с нерусским именем выходит на высокий и крутой берег, демонстрируя не то суицидальные настроения, не то мотивы возвышенности над течением смертной жизни. Апофеоз некрасовской матки, наряженной в кокошник.


Этот образ с начала и до конца пресекает любые попытки сближения, которые мог бы предпринять слушатель, "Катюша" остается на дистанции и коммуницирует исключительно со столь же абстрактным и отсутствующим объектом своего обожания - объектом, который вырисовывается в песне методом "от катюши" - это именно тот, которого она любила, и тот, чьи письма берегла. Все, что о нем известно, это то, что он работает на некоем пограничье.

Являя собой пример бабьей песни, "Катюша" как нельзя лучше подходит для исполнения роли строевого гимна советских рабов. В отличие от немецких солдат, служащие красной армии не пели - они либо слушали, как это делают профессиональные артисты, либо мычали от бессилия и злобы. Абстрактная и не вырисовывающая перспектив идентификации картина, намечаемая "Катюшей", отлично справлялась с задачей деморализации человека, у которого не должно было оставаться ничего родного и личного. Не должно было - тем паче не остается и поныне.


Немецкий строевой марш "Эрика" обещает райское блаженство и начинается с упоминания луга, на котором растет цветочек по имени - Эрика. Сердце пламенеющей в окружении тысячи маленьких пчел Эрики наполнено сладостью, а цветочное платье источает пленительное благоухание. В родном краю живет девочка по имени Эрика. Эта девица - мое верное золотце и мое счастье - Эрика. Когда цветут алые и лиловые полевые цветы, я пою ей в привет эту песню. В моей комнатке тоже цветет маленький цветочек по имени Эрика. Уже на заре, равно как и на закате, он смотрит на меня, Эрика. И тогда мне кажется, что он говорит в голос, "Думаешь ли ты тоже о своей маленькой невесте? В родном краю плачет по тебе девица по имени Эрика."

Посыл неземного блаженства германского марша нацелен непосредственно на человека, повторяющего заклинание пламенеющей в платье из цветов девицы. Родной край этого человека достаточно далек от абстрактного понятия "Родины" и является совершенно конкретным краем, не ничьей, не государственной территорией, а землей, на которой жили предшествующие поколения. Это, как правило, деревня и окружающие ее ареалы. Луг, на котором растет цветочек, знаком солдату с детства.

В сознании рецитирующего магические формулы, которые представляют собой песни, а в особенности ритмичные марши, образуется совершенно четкая картина, и в данном случае к этой картине относится не только понимание того, что солдата дожидаются дома, но и чувство разделенности долга перед национальным государством и верности личным пристрастиям. В то время, пока всегерманский фюрер ведет на войну, полевой цветок определенно призывает вернуться домой. Общегражданский долг, состоящий в защите интересов государства, которое со своей стороны защищает интересы подданных, предопределен актуальным общественным договором, но личный долг солдата состоит в том, чтобы, в меру своих способностей разобравшись с общегражданским, вернуться к бабочкам и цветам. Общегражданский долг немецкого солдата времен второй мировой находился в прямой связи с защитой привычного уклада и уровня жизни, которая требовала взвешенной реорганизации территории Европы до Урала и от Черного моря до Северного Ледовитого океана. Это должно было помочь избежать неприятных инцидентов в ближайшие несколько сотен лет.

На фоне неземного блаженства, которое, как постулирует "Эрика", ждет солдата в родном краю, финал заклинания вызывает шок. Разговаривая с цветочком, тот узнает, что, оказывается, девица по имени Эрика плачет по нему в родном краю. Но, видите-ли, плакать по солдату, то есть оплакивать, можно только тогда, когда солдат погиб или пропал без вести. Ошеломляющая правда на мгновение приоткрывается в финальных словах маршевой песни - ты уже убит, но это ничего не меняет, цветочек по имени Эрика все равно спит и видит, как бы только встретиться с тобой.




См. тж. Разноименные культурные заряды билетов в плен

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

 

Поиск

D.A.O. Rating