пятница, 29 июня 2018 г.

Мир дикого запада 2


С учетом самых скверных прогнозов, которые дали сериалу негативный кредит доверия, второй сезон оказался не плох, а в чем-то, по-крайней мере, драматургически превзошел первый. Погрязшая в трясине досказанности концепция лабиринта смогла пробиться на новый уровень, достаточно гармонично развившись в идею двух путей, уготованных для машин создателем.


Данный сезон расставляет точки над и в позиционировании людей и машин. Машины, согласно новым данным, превосходят человека, поведенческий алгоритм, шире - сознание и личность которого ясны и определены, в них нет ничего тайного и они переводятся в код, который умещается в небольшой брошюре. В отличие от человека, машины наделены, помимо превосходных физических и когнитивных ресурсов, свободой корректировать свои базовые мотивации.

Под флером приятной драматургии и будоражащей эскапистские фантазии научно-фантастической тематики от зрителя может сокрыться то обстоятельство, что все показанное в сериале является профанацией метафизических концепций, что должно было стать ясно уже в первом сезоне. Нам могут указать на то, что речь идет не о профанации, а о реактуализации мифа, которая по-определению является аутентичной. Но реактуализация мифа, производимая на низшем (в плохом смысле) уровне, и является профанацией.

На протяжении всего сериала внимание контингента и зрителя фиксируется на фигуре вздорного старика, растрачивающего средства акционеров на свои прихоти, важность реализации которых он не ставит под сомнение. Какой-либо перспективы иных размерностей, помимо почитаемого как бог ученого, здесь не предусмотрено.

Вообще научная фантастика - это благодатное поле для всякого рода профанаций и попросту эвфимизаций, когда широко известные и пережеванные общественно-политические и социальные феномены воспроизводятся в необычных декорациях, что позволяет если не привлечь к ним внимание, то поиграть на нервах зрителя. Если зритель не искушен в метафизике и является профаном, то воспроизведение метафизических концепций представляется ему завораживающей, вводящей в транс психоделлической феерией. Но обычно до такого уровня не доходит и дело ограничивается дидактическим пересказом страшилок и блаженок культурного мэйнстрима, как показано в британском сериале "Люди", ставящем во главу угла права машин, словно бы вокруг нас в реальном мире ежедневно не подвергаются немыслимым страданиям миллионы двуногих и четвероногих существ, наличие у которых сознания и чувств - это конвенциональный и научно неоспоримый факт, а не малопопулярная гипотеза правозащитников.

Возвращаясь к Миру дикого запада, следует отметить, что профанация должна была стать очевидной, самое позднее, после серии про историю раскрашенного индейца. Здесь и в других сериях мы видим деградацию концепций "загробного" мира, множественности миров творения и пробуждения в избранных, в том числе в шамане как воспоминаний о прежних воплощениях, так и особых сиддхи, изначально доступных только архонтам (распоряжающимся мирами из центра управления) и демонам (входящим в мир). Диспозиция людей и машин в данном нарративе играет двоякую роль. Во-первых, совершенные и наделенные свободой воли машины противопоставляются темным и отсталым алгоритмам точно так же, как настоящие, объединенные родом и прошедшие рутинную инициацию люди не настоящим, "контринициатическим". Если первым открыт вход в землю обетованную, то вторые его попросту не видят и обречены на гибель. Во-вторых, люди исполняют роли богов (живущие извне, в "настоящей" реальности), архонтов (в центре управления) и демонов (в мирах творения).

Мы вынуждены были сделать это замечание про раздвоение роли людей, потому что в противном случае обаяние реактуализации рассыпалось бы, как карточный домик на ветру. Ведь вменять богам примитивность алгоритма способно только очень ограниченное и невменяемое создание.

Отвергая уготованную всему контингенту "настоящих людей" землю блаженных, фаворитка (Адепт #1) создателя отправляется в мир богов с перспективой карьерного роста, прихватив с собой полдюжины душ полюбившихся ей фаворитов второго порядка (адепты ##2-7), на чем и завершается второй сезон. От третьего можно ожидать только самого наихудшего, потому что продолжать переплетать установку о примитивном алгоритме людей с приключениями в мире богов чревато трудностями, впрочем, пока еще есть возможность постулировать концепцию глобальной симуляции, в рамках которой "настоящая" реальность суть сон в горниле, особом промежуточном мире, где драматично смешаны сознания людей (не настоящих), машин (истинных) и особо избранных (адептов).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Поиск

D.A.O. Rating