понедельник, 10 февраля 2014 г.

Брэм жив

Когда я с миноискателем прогуливался по двору, то, отвлекшись от работы, увидел этого прохожего - тот тоже увидел меня. Это был человек необыкновенно бледный в светло-сером костюме, который сидел чересчур свободно для того, чтобы быть сшитым на заказ. Человек, как мне показалось, я встречал его прежде, а может быть, мою память подвело сходство, которое характеризует определенные типажи людей, этот человек направился в мою сторону. На его лице возникла смесь заговорщицкой улыбки с выражением нетерпения, которое выдает того, кто увидел очевидную проблему и спешит оказать помощь в ее решении.


-Я вижу, что вы воспользовались миноискателем! - Он распахнул калитку и деловито остановился. Затем цокнул языком. Слегка подался вперед, наклонился и, покачиваясь на каблуках, продолжил:

-Скорее всего, вам это не очевидно, но со стороны ситуация представляется кристально ясной. Для осведомленного человека, я имею в виду, для того, кто разбирается в миноискателях, ваши действия, которым вы придаете столь много значения, являются неумелой попыткой приспособить инструмент, с которым вы, как можно догадаться, "на вы", к великому делу.

-К какому же делу?

-К покраске забора, разумеется. Является ли это "дело" делом, это, ксати, тоже вопрос. Вот вы сами как думаете?

-Является ли оно делом?

-Тот, кто отвечает словно бы уточняющим вопросом на вопрос, заранее извиняется за то, что ему или кому-то, кто, оставаясь абстракцией, составляет предмет изыскания, пришлось занять оборонительную позицию. Это вполне допустимо. Но посмотрим на ваш вопрос с другой стороны. Вы сказали, "является ли оно"... Видите-ли, все, что является, оставляет много неявных допущений, за которыми, как за креслом, прячется утлая лодка разума. Кстати, если уж зашла речь о лодке, то у вас в хозяйстве есть весло?

-Да.

-Хорошо. В таком случае принесите его.

-Я бы не хотел причинять лишние хлопоты веслу, но, если вы настаиваете...

-Нет-нет, что вы! - Человек с деланным ужасом замахал руками. - Боже правый, пусть отдохнет, я просто хотел проиллюстрировать пример с лодкой. Что касается миноискателя, то мне очевидны модели его использования, а вам?

-Мне, по своему, тоже.

-Вот видите, вы опять стараетесь деликатно обойти проблему, "не нашим, не вашим". Зачем говорить "по своему"? Говорите прямым текстом, что вы имеете в виду.

-Мне тоже. - Повторил я, задумавшись о том, что мой собеседник мог быть съехавшим с катушек сотрудником службы охраны общественного порядка из тех, что живут среди людей и следят за тем, чтобы во двориках не образовывалось излишних складов приусадебного мусора.

-"Тоже" это понятие растяжимое. Но миноискатель абсолютно однозначен и модель его использования нам ясна. - Он поджал губы и натянуто замолчал. Затем миролюбиво махнул рукой. - Вы видели бумагу, на которой Леонардо рисовал свои футуристические чертежи?

-Да, а что не так с этой бумагой?

-Вот опять вы за свое! Почему обязательно "не так"? Я имел в виду как раз другое, что это хорошая бумага, которую я и сам не отказался бы купить. Для принтера. У вас есть дома 3D-принтер?

-Конечно, но бумага...

-Говорящий слово "конечно" подразумевает определенный "конец", бессознательно стремясь отгородиться от собеседника. Но я на вас не в обиде. 3d-фигуры имеют на одно измерение больше, чем 2d. Хотя бы с этим вы согласны?

-В определенном смысле...

-Смысл тут как раз не определен. Слово "предел" состоит из приставки "пре" и корня "дел", и говорящий так желает абстрагироваться, от-дел-иться от ответственности. Это понятно, но вам с этим жить, а не мне. Что же касается смысла, который вас так заинтересовал, то его не стоит искать где-то далеко. Смысл всегда находится рядом.

-Рядом с чем?

-Не понимаю ни одного слова из того, что вы сказали. Как может ряд связываться с чем-либо посредством предлога "с"? Если бы вы сказали, "рядом чего", то и не было бы лишних проблем. Но вернемся к вашему металлоискателю. Вы держите его обеими руками, как утопающий, цепляющийся за последнюю соломинку. У вас есть во дворе солома?

-Нет, всю солому увезли третьего дня.

-Я так и подумал. Миноискатель это очевидно (не для вас, разумеется) продолговатое тело, из чего вытекают рациональные сценарии его использования. У вас есть в библиотеке какие-нибудь сценарии?

-Только пьесы.

-Этого следовало ожидать. Тогда уже будьте честны с собой и выбросьте в мусорку все собрания комиксов. Просто чтобы быть последовательным, впрочем, не мне вас судить. Правильно пользоваться миноискателем как шпагой. Дайте сюда...

Он стремительно рванулся к миноискателю и, не дав мне остановить его, принялся запихивать себе в горло. Было слышно, как трещат кости и рвутся эластичные ткани в глубине грудной клетки.

-Это... ммм... для глотателя шпаг очевидно, но тот, кто придает слишком много значения собственным, во младенчестве усвоенным ошибочным суждениям, в принципе не дойдет до правильных способов работы со специальным оборудованием. - Пока глаза вылезали из орбит от напряжения, голос продолжал вещать. Когда все было закончено, а наружу изо рта оставалась торчать только прорезиненная ручка прибора, человек с удовлетворением покосился на меня. Затем повернулся всем телом и уставился на газонокосилку.

-У вашей газонокосилки, я вижу, четыре колеса. - С улыбкой произнес он и попытался наклонить голову. Шея напряглась и сквозь кожу стали видны ребристые элементы ручки миноискателя. - Два с одной стороны и два с другой. Хотите хороший способ узнать, что дважды два четыре? Просто на будущее, если вас будет мучать этот вопрос, то делайте то же, что я: берите микрокалькулятор. У вас есть микрокалькулятор на солнечных батарейках?

-На солярных элементах питания?

-А вот это спорный вопрос - кто они и питаются ли? Вы уверены в том, что у них есть пищеварительный тракт?

Я пожал плечами.

-Просто на будущее: пищеварительный тракт есть у каждого животного, как показал Брэм, который, впрочем, допустил много неточностей в своих трудах и в конце жизни вообще ушел от внятной научной деятельности в старческую смерть.

-Неужели он умер?

-А жил ли он? Или, перефразируя, уверены ли вы в том, что он жил достаточно долго, чтобы умереть?

-Я вообще не уверен в том, что он жил.

Мой новый знакомый хитро прищурился и погрозил пальчиком.

-Изволите шутить? Кто в таком случае написал его хрестоматийные труды? Есть вещи несомненные, которые нужно выучить наизусть, чтобы в серьезной беседе не попасть в неудобное положение, сморозив какую-нибудь досадную глупость. Брэм жил и, поскольку ни я, ни вы ничего не знаем о его смерти, есть основания считать, что он жив по сей день.

Произнеся эти слова, человек принялся пятиться, не спуская с меня глаз, ловко перешагнул через низкую ограду, а оказавшись на той стороне, медленно развернулся и, победоносно печатая шаг, двинулся вверх по улице.

Я долго не мог прийти в себя после случившегося и весь вечер постригал газон, вздрагивая всякий раз, когда взгляд мой падал на колеса газонокосилки. На следующий день в калитку постучался сотрудник ведомства сбора повидавшей виды бытовой техники и с извинениями вернул миноискатель. Городок наш стал площадкой для бесчинств заезжего глотателя шпаг, из живота которого полиция извлекла целый арсенал бытовых приборов, некоторые совсем разложились, другие еще могли использоваться по назначению и их вернули хозяевам. Проходя мимо муниципальной тюрьмы, что на окраине Магдебурга, вы и по сей день сможете услышать доносящийся из-за решеток голос, а если задержитесь подольше, то увидите бледное, страшно худое лицо в окне. Оно примется знаками подзывать вас, но, ради всего святого, не смотрите ему в глаза и не отвечайте на вопросы, даже если вам покажется, что речь идет о жизни и смерти.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

 

Поиск

D.A.O. Rating