среда, 25 мая 2011 г.

Книга и парадигма чтения

Книга

Сегодня много говорят о смерти так называемой бумажной книги, на смену которой стремительно спешит цифровая. В концепции смены парадигмы чтения присутствует неоднозначность, с одной стороны формирующаяся как выражение общих "законов" расширяемого и модифицируемого рынка, с другой подводящая вплотную к фундаментальному вопросу о роли книги.

Согласно современным социо-экономическим теориям, благополучие рыночной экономики находится в прямой зависимости от последовательного расширения рынка сбыта, проходящего не столько линейно от центра к периферии, сколько на многих уровнях вглуби центра. В общем и целом концепция благополучия рынка имеет в виду только благополучие центра или золотого миллиарда, все окружающие который территории и народы являются статистическим материалом, в принципе тождественным природным ресурсам, таким как нефть, газ и древесина.



Расширение рынка внутри центра или внутри собственно рынка неотъемлемо от регулярной перепродажи одного и того же, что в случае "материальных ценностей" обеспечивается разработкой заведомо недолговечного, "ломкого" продукта, в случае же ценностей "нематериальных" идет рука об руку с модификацией носителя. Так, на протяжении последнего века одно и то же музыкальное произведение поступало в розничную торговлю на валиках фонографа, на грампластинках для граммофона и патефона (оба прибора предъявляют разные требования к качеству материала пластинки), нескольких модификациях пластинок для электронного проигрывателя, на магнитных лентах для катушечных и кассетных магнитофонов, на компакт дисках нескольких модификаций, каждая из которых, якобы, превосходила предыдущую, на dvd-audio (данный эксперимент не прижился) и наконец в виде различных вариантов цифрового файла.

В силу ее удачной конструкции, рассчитанной на удобство складирования, а отнюдь не чтения, единожды приобретенная книга могла пережить несколько поколений. Читабельными до сих пор остаются издания 15-16 вв. н. э., что создает значительные препятствия на пути здорового расширения рынка. До сих пор эти препятствия предлагалось преодолевать исключительно за счет состоящих при книгоиздателях добровольных помощников - так называемых писателей, которые могли в кратчайший срок полностью обновить содержимое крупного книжного магазина.

К концу прошлого столетия книга в ее классическом виде превратилась в пережиток, противоречащий всем законам рынка, начиная с перепродаваемости ресурса, заканчивая удобством приобретения. Хороший рыночный продукт позиционируется таким образом, чтобы отдать за него деньги было легко и приятно. Математически рассчитанное повышение стоимости товаров и услуг "первой необходимости" формирует порог чувствительности покупателя к цене основной массы рыночного предложения. Понятие легкой и приятной оплаты становится результатом синтеза не только простоты, быстроты и удобства совершения покупки, но и ее цены, которая не превышает нижнего порога, которым определяется "дешевый продукт" или "незначительный расход". Несомненно, что трудоемкость книгопечатания входит в неразрешимое противоречие с законами незначительного расхода средств конечного пользователя.

Попытки решить проблему плохой перепродаваемости книг предпринимались уже в 90-х годах минувшего столетия, но по ряду причин тогда они были обречены на неудачу. Основополагающую роль в безуспешности первых шагов играла сниженная эргономика электронной "читалки" на фоне классической книги. Еще раз напомним, что эта самая классическая книга рассчитана, прежде всего, на долговременное хранение и было бы непродуктивно огульно применять ее в качестве основного критерия эргономики чтения. Де факто книга являет собой хрупкий баланс между себестоимостью, качеством и технически доступными возможностями (так, в книгу технически возможно положить закладку, а в ролик ее свернуть не получится). Аналогично игровым консолям, недостатков которых мы коснулись в обзоре недо-игры Ведьмак 2, книги предоставляют ограниченный набор функций, принимать который за эталон было бы далеко не разумно. Так или иначе, невозможно представить ситуацию, когда человек, попробовавший современный электронный ридер, вернулся бы к чтению бумажной литературы, за исключением специальных научных изданий, словарей и справочников, требующих другого подхода к эргономике работы. Электронное издание в современном его виде обладает не некоторым, а абсолютным превосходством над классической печатной книгой.

Несомненная положительная перспектива бесплатной электронной книги (а электронная книга, являясь носимой информацией, по определению должна быть бесплатной - ибо платой за информацию является суггестия) открывается в радикальном преодолении института добровольных помощников издателей, что в перспективе должно привести к отмиранию чтения романтической литературы и к формированию литературы как совершенной пропаганды в рамках культа, что в полной мере соответствует статусу античной литературы и эффективности письменного слова как такового. Трансфигурация парадигмы чтения подводит вплотную к окончательному уничтожению культуры, открывающему как сливное отверстие для лишнего материала, так и пороги яви для племен, уходящих по спиральному мосту в мир Предков и не оставляющих никакой надежды на возвращение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

 

Поиск

D.A.O. Rating